Преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности
В этой статье, как и в других статьях УК, когда закон не содержит определение крупного размера причиненного ущерба, этот вопрос решается судом исходя из конкретных обстоятельств дела. Ущерб, причиненный в результате воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, складывается как из прямого ущерба, т.е. убытков, понесенных предпринимателем, так и из упущенной им выгоды. Прямой ущерб включает в себя, например, затраты на приобретение оборудования, покупку или аренду производственного помещения, наем служащих, порчу или утрату полученного или планировавшегося к отправке товара и т.д. Упущенная выгода исчисляется в сумме дохода, исчисленного с учетом реальной конъюнктуры, но не полученного в результате воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, например срыва планировавшейся сделки и т.д.
Размер ущерба может считаться крупным, исходя из имущественного положения предпринимателя в соотношении с величиной причиненного ему ущерба. При определении размера ущерба могут быть учтены также потери, понесенные потребителями товаров или услуг, контрагентами предпринимателя, удовлетворение потребностей которых стало невозможным из-за воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. Представляется, что при всех вариантах размер ущерба должен быть признан крупным, если он равен или превосходит размер ущерба, признаваемого крупным применительно к хищению собственности, т.е. в 500 раз превышает минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации.
Данное преступление является умышленным деянием, т.е. виновный сознает, что он использует свое служебное положение для воспрепятствования предпринимательской деятельности или вмешательства в деятельность предпринимателя без каких-либо законных оснований, и желает этого.
Регистрация незаконных сделок с землей.
В данной норме УК установлена ответственность за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственного земельного кадастра, а равно за умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Согласно ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Конституцией установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Право собственности и другие вещные права на землю регулируются Гражданским кодексом РФ действующим Земельным кодексом. Нормативную базу земельных отношений образует также Указ Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю».