Преступления против безопасности государства
Под разглашением государственной тайны имеется в виду предание огласке или распространение документов, содержащих государственную тайну, с нарушением установленного порядка, вследствие чего они становятся известны посторонним лицам, которым данные сведения не были доверены по службе или работе. Формы разглашения могут быть самые разные: устное, письменное, по техническим средствам связи и т.д.
Преступление считается оконченным с момента, когда соответствующие сведения стали достоянием постороннего лица.
Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16 лет, которому разглашенные сведения были доверены или стали известны по службе или работе. Разглашение сведений, содержащих государственную тайну, лицом, которому они стали известны случайно и вне связи с его служебной деятельностью, не может влечь уголовной ответственности.
По субъективной стороне преступление может быть совершено лишь умышленно. Лицо сознает, что разглашает сведения, составляющие государственную тайну, предвидит, что они станут достоянием посторонних лиц, и желает этого либо, сознательно допуская такие последствия, относится к этому безразлично. Психическое отношение к наступлению тяжких последствий, указанных в ч. 2 данной статьи, характеризуется неосторожностью.
В отличие от государственной измены, совершенной в форме выдачи государственной тайны, виновный в данном преступлении осознает, что он доверяет тайну не представителям иностранной разведки.
Квалифицирующим признаком деяния является наступление тяжких последствий в результате допущенного разглашения государственной тайны. Таковым может быть попадание сведений в руки иностранной разведки, необходимость дорогостоящей замены кодов, системы оповещения и других способов конфиденциальной деятельности и т.д.
Утрата документов, содержащих государственную тайну.
Непосредственным объектом этого деяния является внешняя безопасность и обороноспособность страны, а также порядок обращения с документами и предметами, представляющими государственную тайну.
Объективная сторона заключается в нарушении лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий.
Нарушением установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, может быть любое отступление от правил хранения, выдачи, передачи, приема, пересылки указанных документов и предметов, если в результате этих отступлений они были утрачены и наступили тяжкие последствия. Подобные правила сформулированы в Законе о государственной тайне, в Перечне сведений, относящихся к государственной тайне, в правилах секретного делопроизводства и других нормативных актах. Допуск к государственной тайне разрешается лишь тем лицам, которые ознакомлены с действующими правилами обращения с ней и предупреждены о возможной административной и уголовной ответственности за их нарушение.