Принятие экологических решений и контроль за их выполнением
Общественность должна стараться не упустить ни начала обсуждения ЗВОС, в том числе в государственных органах, ни объявление об общественных слушаниях: к сожалению, встречаются случаи, когда заказчик делает извещения формально, приобщает его к материалам дела "для галочки", не доводя информацию до сведения всех заинтересованных лиц. Поэтому здесь важно взаимодействие между органами местного самоуправления, непременно участвующими в обсуждении, и населением, непосредственно заинтересованным в оптимальных решениях. Наилучшим вариантом является организация общественных слушаний в привычных для населения местах, способных вместить всех желающих принять участие в обсуждениях.
"Масштаб" извещения и охват "заинтересованных сторон" зависят от величины проекта. "Заинтересованными" могут быть и жители сел, поселков, районов, городов, а порой и республик, областей – все зависит от территории, затрагиваемой выбором площадки и воздействием проекта. Немаловажной представляется подготовка участников слушаний путем представления показателей состояния окружающей среды "без проекта", объяснения им альтернатив. Общественные слушания должны стать, таким образом, не только способом решения локального вопроса о проекте, но и поводом для более широкого разговора об экологических проблемах. При представлении ЗВОС также необходим анализ возможных аварийных ситуаций, степени риска их возникновения, предлагаемых мер по их предотвращению и ликвидации последствий.
Принципиальное значение имеет способ фиксирования всех замечаний, высказанных в ходе слушаний, оценка влиятельности и массовости стоящих за ними групп населения. Вообще, ответственность за формирование "листа замечаний" лежит на инициаторе, но полезно параллельное ведение протокола или стенограммы, которые должны прилагаться к материалам. Практика показывает, что большое значение при общественных обсуждениях имеет выбор председателя собрания. Хотя слушания должен организовывать заказчик, его председательствование нецелесообразно, так же как и других лиц, заинтересованных в принятии положительного решения по проекту. Лучше, чтобы это был независимый авторитетный специалист, хорошо знакомый с проектом.
Отбор и классификация значимых предложений, обсуждение условий их реализации представляют немалую трудность: проведение голосований присутствующих не всегда является объективным способом оценки ситуации; необходимо время для квалифицированного анализа различных факторов компетентными специалистами.
В любом случае представители инициатора и разработчика должны использовать любые возможности для разъяснения на общественных слушаниях своих аргументов в пользу предлагаемой концепции проекта, для убеждения общественного мнения в позитивности предлагаемых решений. Если требуется, в интересах охраны окружающей среды и защиты, экологических прав граждан можно приостановить общественные слушания с целью внесения разработчиком изменений и дополнений в проектные предложения по результатам их обсуждения и анализа замечаний, проведения дополнительных исследований и изысканий, поиска взаимоприемлемых решений, которые нужны как населению, так и заказчику.