Право частной собственности на землю и иные природные ресурсы
Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гражданам, в том числе коренным жителям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям не менее 10 календарных лет, а работникам, получившим инвалидность или профессиональное заболевание, — до истечения указанного срока предоставляется право по вновь избранному месту жительства на выделение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Льготы на получение земельных участков предусмотрены Законом РФ от 15 января 1993 г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы».
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, эвакуированным в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенным, в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, гарантируется внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов.
Особые льготы по предоставлению земельных участков имеют военнослужащие согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Льготы на получение земельных участков имеют и иные категории граждан.
Юридические лица, созданные гражданами, также являются субъектами права частной собственности на землю, т.е. они могут обладать земельным участком на данном титуле. До Указа Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий», которым не только гражданам, но и юридическим лицам было предоставлено право при приватизации предприятий приобретать в собственность земельные участки, на которых расположены данные предприятия, земельное законодательство не признавало права собственности на землю за юридическими лицами.
Деление субъектов права частной собственности на граждан и юридических лиц необоснованно, поскольку не может быть и в законодательстве не существует никаких различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности данных субъектов, а также в содержании принадлежащих им правомочий. Равноправие всех так называемых форм и видов собственнности, как уже говорилось выше, обеспечивается единым для всех субъектов механизмом реализации права собственности и защиты прав собственника.