Право водопользования и его виды
строительство;
пожарная безопасность;
рыбное хозяйство;
охотничье хозяйство;
лесосплав;
добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля;
для иных целей.
Использование водных объектов возможно с изъятием либо без изъятия водных ресурсов.
Водный кодекс закрепляет важный принцип правового регулирования водопользования — принцип комплексного использования водных объектов. Выражением этого принципа является правило о том, что водные объекты или их части могут предоставляться в пользование для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или нескольким водопользователям.
Право водопользования для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В целях обеспечения жизни и здоровья людей ст. 133 В К предусматривает принцип приоритета использования водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Так, использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей не допускается, за некоторыми исключениями. На территории, где отсутствуют поверхностные водные объекты, которые могут быть использованы для хозяйственных и других целей, и имеются достаточные запасы подземных вод, пригодных для питьевого водоснабжения, органы исполнительной власти субъектов РФ по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и с государственным органом управления использованием и охраной недр могут в исключительных случаях разрешать использование этих вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.
Для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность поверхностных и подземных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора.
Водный объект может быть отнесен к источникам питьевого водоснабжения, что должно осуществляться с учетом его надежности и возможности организации зон и округов санитарной охраны в порядке, предусмотренном Правительством РФ.