Правовой режим земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства
Заказчиками схем зонирования территорий являются органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Разработки указанных схем финансируются за счет части земельного налога, поступающего в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
Обеспечение граждан садовыми и огородными земельными участками по месту их жительства п. 1 ст. 13 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» рассматривает как обязанность органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления ведут регистрацию и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых и огородных земельных участков. Очередность предоставления земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ преимущественное право на получение садовых и огородных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового или огородного участка, и изменения в этих списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Наличие у гражданина на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или бессрочного пользования садового или огородного земельного участка служит основанием для отказа в предоставлении такого участка. Однако такой отказ допускается только в тех случаях, если предоставление участка приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков или если гражданин совершил сделку по отчуждению предоставленного ранее бесплатно земельного участка. Гражданин вправе в судебном порядке обжаловать решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового или огородного земельного участка, определяет потребности в земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимых земель для общего пользования в садоводческих и огороднических некоммерческих объединениях. Размер садового или огородного земельного участка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ на основе установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ предельных норм предоставления земельных участков для граждан отдельных категорий.
Процедура выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих и огороднических некоммерческих объединений заключается в следующем. Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления или органом исполнительной власти субъекта РФ, в ведении которых находится фонд перераспределения земель, о выборе соответствующих земельных участков. Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих и огороднических некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить участки. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления, принимая во внимание пожелания граждан, и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого и огороднического некоммерческого объединения.