Реформирование колхозов и совхозов
Первое из них вызревало еще в 1994 г. В средствах массовой информации широко обсуждалось предложение о необходимом срочном разукрупнении сельскохозяйственных предприятий на товарищества и принятии соответствующего Указа Президента РФ.
Модель разукрупнения сельскохозяйственных организаций в порядке первого эксперимента была апробирована в Нижегородской области.
На основе обобщения этого опыта было издано постановление Правительства РФ от 27 июля 1994 г. «О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области», которым утверждено Положение о реформировании сельскохозяйственных предприятий и одобрен пакет необходимых документов, которые поручалось утвердить Минсельхозпроду РФ, а также правила проведения внутрихозяйственных аукционов по распределению земли и имущества при реорганизации сельскохозяйственных предприятий.
Наиболее целесообразными организационно-правовыми формами признавались товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью и крестьянские хозяйства.
Всероссийская академия сельскохозяйственных наук отрицательно оценила методику проведения эксперимента и его результаты.
Почти одновременно по той же модели проводились эксперименты в Рязанской, Ростовской, Тульской, Волгоградской областях и также безуспешно. В качестве обоснования в документах Тульского эксперимента приводился явно несостоятельный аргумент: крупные сельскохозяйственные предприятия неуправляемы, отсутствуют специалисты должной квалификации для руководства предприятием. На самом деле преследовались иные цели — концентрация капитала у руководителей вновь образованных предприятий в ущерб интересам населения и экономики всего сельского хозяйства.
Идеология перевода крупного сельскохозяйственного производства, каким оно сложилось в советский период, на раздробленное мелкокрестьянское, которая, в принципе, имела разрушительный характер, насаждалась в России не без активного зарубежного участия и с социально-экономической позиции не выдерживала критики, особенно с учетом того, что XXI век — эпоха высоких технологий. Поэтому «разукрупнительная» Нижегородская модель реформирования сельскохозяйственных предприятий не получила распространения.
Особенность первых лет данного этапа аграрной реформы — приведение учредительных документов сельскохозяйственных производственных кооперативов, акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ согласно соответствующим рекомендациям, утвержденным Минсельхозпродом России в 1996 г. Это обусловлено тем, что в указанных учредительных документах были воспроизведены ошибки Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»: 1) товарищество с ограниченной ответственностью идентифицировалось с акционерным обществом закрытого типа; 2) имущество этих формирований принадлежит их участникам на праве общей долевой собственности, что вступило в противоречие с Гражданским кодексом РФ.