Осуществления МСУ контроля за деятельностью управляющих организаций
Однако анализ полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных жилищным законодательством, законодательством о местном самоуправлении показывает, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по регулированию соответствующих правоотношений для достижения поставленных в указанных правовых актах целей.
Управляющие организации являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и определение целей и задач их деятельности, функций, прав и обязанностей, ответственности управляющей организации, а также их отношения с собственниками помещений в многоквартирном доме, которые строятся на договорной основе, могут быть урегулированы только гражданским и жилищным законодательством.
Рассмотрение вопроса об осуществлении органами местного самоуправления контроля за деятельностью управляющих организаций также возможно в случае, если управляющая организация в своей деятельности использует муниципальное имущество, в том числе средства местного бюджета.
Так, если органами местного самоуправления в соответствии со статьей 165 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющим организациям предоставлены бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов, то органы местного самоуправления в рамках бюджетного законодательства и законодательства о местном самоуправлении вправе и обязаны осуществлять контроль за целевым использованием указанных средств.
Кроме того, учитывая, что до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, установившего возможность управления многоквартирным домом управляющей организацией, обслуживание жилищного фонда осуществлялось муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства либо специализированными организациями, соответственно, муниципальное имущество жилищно-коммунального комплекса находилось в ведении либо в пользовании указанных организаций.
В настоящее время в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе способа управления многоквартирным домом и его реализации либо определения управляющей организации по результатам открытого конкурса, проводимого органами местного самоуправления, указанное выше муниципальное имущество может быть предоставлено управляющим организациям исключительно в целях обслуживания жилищного фонда.
В указанных ситуациях органы местного самоуправления также обязаны осуществлять контроль за надлежащим и целевым использованием управляющей организацией имущества, находящегося в собственности соответствующего муниципального образования. Нормы о контроле за использованием муниципального имущества, на наш взгляд, должны быть предусмотрены в договоре о предоставлении указанного имущества на определенном праве управляющей организации в соответствии с муниципальными правовыми актами, устанавливающими порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, находящемся в собственности муниципального образования.