Понятие и общая характеристика правового режима земель лесного фонда
Порядок разграничения лесов на группы и категории защитности регулируется постановлением Правительства РФ от 15 сентября 1997 г. № 1169 «О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы». Установлено, что отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категорий защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию производятся Минприроды России по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Отнесение лесов к ленточным борам, защитным полосам лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, запретным полосам лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, к иным категориям защитности, если это не связано с переводом лесов из одной группы лесов в другую, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ по представлению соответствующих территориальных органов управления лесным хозяйством.
Процедурные вопросы разграничения лесов на группы и категории защитности регулируются Положением о порядке рассмотрения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, утвержденным приказом Рослесхоза от 29 марта 1994 г. № 68.
Ходатайства об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их переводе из одной группы лесов или категории защитности в другую могут вноситься заинтересованными министерствами, ведомствами, государственными, общественными и другими организациями, органами управления лесным хозяйством в субъектах РФ.
Материалы и обоснования для возбуждения ходатайств об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также переводе их из одной группы лесов или категории защитности в другую составляются, как правило, лесоустроительными, научными и проектно-изыскательскими предприятиями, учреждениями, организациями системы Минприроды России. Предложения об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также их переводе из одной группы лесов или категории защитности в другую согласовываются заинтересованной организацией с районной администрацией, лесхозами, местными органами охраны окружающей природной среды и представляются органу управления лесным хозяйством в субъекте Федерации.
Орган управления лесным хозяйством в субъектах РФ при участии соответствующего государственного органа окружающей природной среды рассматривает ходатайство и согласовывает его с органами исполнительной власти субъектов РФ. Затем ходатайство направляется в Минприроды России. Это министерство в двухмесячный срок рассматривает ходатайство с участием государственных органов охраны окружающей природной среды, других заинтересованных министерств и ведомств и принимает решение.
Решение об отнесении лесного фонда к группам лесов и категориям защитности, а также переводе их из одной группы лесов или категории защитности в другую оформляется приказом Минприроды.
Отнесение лесов к государственным защитным лесным полосам, ленточным борам, защитным полосам вдоль железных дорог, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения, к городским лесам и лесопаркам и к другим категориям защитности, если это не связано с переводом лесов из одной группы в другую, производится органами исполнительной власти субъектов Федерации.