Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве
Сегодня так называемый азиатский способ производства претерпевает коренные изменения: некоторые страны Юго-Восточной Азии добились заметных успехов в агропромышленном комплексе. Остановимся на правовом регулировании сельскохозяйственного производства двух стран — Китайской Народной Республики и Вьетнама — достаточно близких России по концепциям предыдущего развития.
Правовую основу реформирования сельского хозяйства Китая составляет Закон «Об управлении землей». Подготовившие его аграрные преобразования 79-80-х годов прошлого века обеспечили переход от собственности коммун с их всеохватывающим обобществлением к собственности бригад, особенно малых бригад, от них — к дворовому семейному подряду.
30 лет назад 18 жителей деревни Сяоган уезда Фэньян провинции Аньхой первыми арендовали землю, с чего началось «китайское экономическое чудо» ежегодного роста ВВП более чем на 10%.
В условиях низких закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и высоких цен либо их либерализации на промышленные товары возникает неэквивалентность обмена между городом и деревней. Необходимы гарантированные государством поставки селу по твердым ценам удобрений, топлива, запасных частей, развития транспорта и хранения сельскохозяйственной продукции.
Несмотря на провозглашенный тезис о преимуществах семейного подряда, правительство выступает за многообразие организационных форм подрядной ответственности, сохранение модернизированного крупного производства, расширение найма дополнительной рабочей силы, сдачу наделов крестьянскими дворами в субаренду другим сельским жителям.
Основу земельных отношений составляет социалистическая собственность в форме государственной, общенародной и коллективной, принадлежащей деревенским сельскохозяйственным производственным кооперативам, другим хозяйственным организациям либо комитетам сельского населения — низовым органам управления.
Подавляющая часть обрабатываемой земли передана крестьянам на условиях подряда сроком на 15 лет. Запрещено наделение выбывших членов кооперативов участками за счет земель сельскохозяйственных кооперативов, которые и объявлены собственниками земель.
Распространено двухъярусное хозяйствование, при котором коллективное хозяйство обеспечивает на договорных началах каждый подрядный двор — второй ярус — различными видами платных производственных и снабженческих услуг.
Наблюдается борьба между двумя правовыми тенденциями: устойчивость хозяйствования и неизменность границ землепользования субъектов подряда, с одной стороны, и уравнительное, подушное перераспределение земли без учета рационального и эффективного устройства хозяйств, — с другой. На перенарезку земельных участков между крестьянскими дворами влияют постоянное естественное изменение численности населения, структура занятости, место жительства членов семьи.