Регулирование аграрных отношений на постсоветском пространстве
Аграрно-правовые преобразования во Вьетнаме были направлены на изменение системы земельных отношений и форм организации сельскохозяйственного производства, что позволило преодолеть инфляцию, создать продовольственные ресурсы, превратить зерно в экспортный товар.
На перестройку аграрных отношений оказали влияние конституции, законы о земле, о кооперативах, Гражданский кодекс 1995 г., постановление Совета Министров «О совершенствовании группового и индивидуального подряда на конечную продукцию в сельскохозяйственных кооперативах и производственных группах», партийные директивы «Об обновлении управления сельским хозяйством» и «Об экономических вопросах углубления аграрной реформы».
Актами аграрного права констатировалось, что производственное кооперирование, зачастую формальное, осуществленное на низкой материально-технической базе, с нарушением принципа добровольности, без существенной экономической поддержки со стороны государства не способствовало развитию производительных сил и довело страну до хронического импорта зерна.
Трансформация земельных отношений не затронула права собственности на землю — она является общенародной, государственной собственностью; однако произошел переход права пользования земельными участками от сельскохозяйственных производственных кооперативов к семейным крестьянским хозяйствам, что сделало их основными формами организации сельскохозяйственного производства.
Массовое распространение семейного подряда обусловило изменение функций и правового статуса производственных кооперативов: одни из них стали оказывать услуги крестьянским хозяйствам, другие распались или существуют формально, третьи приспособились к новым условиям хозяйствования. Кооперативы имеют возможность использовать наемный труд, избирать руководителями своих членов по принципу «один человек — один голос», заботиться о самостоятельном использовании прибыли.
Развивается процесс добровольного создания кооперативов по сбыту, оказанию услуг в деревне, производству отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Право землепользования при создании этих кооперативов остается у крестьян.
Крестьянские хозяйства, производящие продукцию для самообеспечения, обрабатывают участки в среднем 0,5-1 га. Крепкие товарные хозяйства, получившие землю по количеству едоков, арендующие ее дополнительно, применяют наемный труд, оплачивают стоимость работ, питание рабочих.
От семейных крестьянских хозяйств отличаются частные фермы, использующие земельные участки увеличенных размеров за счет приобретения прав на них у бедных крестьянских хозяйств на основе аренды, использования наемной рабочей силы и уплаты дополнительного налога.